ТАНТРА ВЕЛИКОГО ТАЙНОГО СОЮЗА СОЛНЦА И
ЛУНЫ
БАРДО УМИРАНИЯ
О победоносный
Ваджрадхара, расскажи мне о бардо
умирания.
Какие знаки появляются
во время смерти людей?
Какие существуют
методы для преодоления смерти?
Как люди могут
применять эти методы, когда сила элементов исчерпывается
и они вступают на путь смерти?
О победоносный,
расскажи мне об этом!
Учитель сказал:
Митог Йеше
Тхубпа[1],
слушай!
Хорошо, что ты высказал эту просьбу!
Жизнь существ, обладающих телом,
Непостоянна, подобно сновидению,
А сновидение не обладает
реальным существованием.
Жизнь непостоянна, подобно стремительной воде -
Вода горного потока
не останавливается на одном месте.
Жизнь подобна ветру, который нельзя удержать.
Люди не могут поймать ветер.
Жизнь коротка, подобно магическому проявлению.
Чары не длятся вечно.
Жизнь не является чем-то реальным, она подобна иллюзии -
иллюзия неистинна.
Жизнь не может остановиться, она подобна паломнику -
Паломник не остается надолго в одном месте.
Жизнь проходит подобно дождевой туче –
Дождевая туча не останавливается.
В один момент есть свет, в
следующий - его нет.
Длительность человеческих жизней подобна этому.
Нет ничего надёжного в жизни и невозможно
предвидеть смерть
Она придет неожиданно, и этому мигу
нельзя воспрепятствовать
Когда приближается Владыка Смерти и
элементы тела истощаются, появляются знаки промежуточного состояния
умирания.
Очень важно пережить время смерти в уединенных местах или
пустынных долинах.
Кому являются эти
знаки?
Живым существам, когда наступает время смерти!
Если цвет ногтей на руках и ногах теряет блеск, можно быть
уверенным, что смерть наступит в течение девяти месяцев. Если исчезает белизна
глаза - в течение пяти месяцев. Если поднимается Владыка Смерти, Яма: если семь
отдельных волос встают на затылке, умирают в течение двадцати одного дня и в
этом случае не существует никакой возможности выкупа.
Если выступает лодыжка - в течение одного месяца.
В случае исследования
тел других:
Когда в основании зубов тех, кто болен, образуются черные пятна, смерть наступит в течение девяти дней.
Если нос расплющивается, умирают в течение пяти дней.
Если конечности подёргиваются, умирают в течение семи дней.
Если глаза смотрят неподвижно, смерть наступит в течение
трех дней.
Если слова больного человека, обычно говорящего разборчиво,
бессвязны, когда он говорит, смерть придет через полмесяца.
Если связки щек ослабнут, жизнь человека истощится в течение
девятнадцати дней.
Если дыхание или сердцебиение станут затрудненными и слабыми
- после шести месяцев.
Если носовая перегородка искривится, смерть наступит в
течение семи дней.
Если глаза станут неподвижно смотреть вверх, смерть наступит
в течение пяти дней.
Если исчезает мышца левой щеки, умирают в течение суток.
Если верхние и нижние зубы неподвижно останавливаются в
одном положении - без сомнения, через три дня.
Если на языке появляются черные пятна – через два дня.
Если уши расплющиваются на голове, несомненно
человек умрет после полуночи.
Если расплющивается диафрагма - несомненно, через полмесяца.
Если человек не чувствует биения яремной вены, когда
засыпает, - через полмесяца.
В случае исследования
знаков, указывающих на собственную смерть[2]:
Если собственная мимолетняя
тень в пространстве изменяется, у тени отсутствуют конечности и т.п., она
исчезает, если образ не появляется, - это означает смерть; если исчезают четыре
конечности, смерть наступает в течение четырех месяцев; если голова отсечена
вверху - в течение трех месяцев; если верхняя часть образа отделена от нижней -
в течение двух месяцев; если образ словно во
что-то завернут - в течение одного месяца.
Таким образом можно узнать время.
Когда веревка связи между небом и землей перерезана,
невозможно прожить более девятнадцати дней.
Если со склона горы Меру, глядя на отражение в воде, не
опускается белая львица, несомненно, человек умрет в течение шестнадцати дней.
В случае, если на границе между горами и равниной срублено посредине дерево, исполняющее
желания, пусть это исследуют врачи. Если пена океана уменьшается, пусть это
также исследуют врачи.
Если дым монаха (испражнения) прерывается в чистых городах
земли, умирают через девять дней. Если неизменное солнце, собственный ум
мудрости, опускается на вершину горы Меру, человек умрет в течение трех дней и
не существует никакой надежды на выкуп. Отказавшись от всех магических
ритуалов, постигают сущность собственной природы.
Если звук дакини в пещерах горы
Меру (звук «ур» в ушах) прекращается, умирают через
тринадцать или пять дней.
Если демон Владыка Смерти появляется на древе, исполняющем
желания (волосах на затылке), несомнение, смерть
наступит в течение семи дней и течение смерти не может быть обращено вспять.
Важна практика упражнения в пустоте.
Важна практика четырех светов: пустота имеет в себе сущность
ясности, ясность имеет в себе
сущность знания, знание имеет в себе местопребывание света.
Таким образом знаки смерти появляются на телах живых
существ. Тем, у кого проявляются знаки, важно упражняться в их исследовании, и
тогда они смогут распознать их в тот же самый момент, когда они появятся.
Те, кто знает, могут обратить вспять течение смерти
посредством магических ритуалов. Поэтому необходимо часто
исследовать знаки.
Слушай, Митог Тхубпа:
Теперь я объясню магические ритуалы, которые выкупают
человека у смерти, если знаки смерти проявятся. Когда совершают ритуал выкупа у
смерти, начинают с накопления заслуг, особенно подношением даров и пиршеств
Мастеру и Общине. Затем приступают к следующим ритуалам:
Чтобы снова привести расстроенные элементы в
равновесие, и таким образом излечить те элементы, которые истощились, нужно
нарисовать мандалу пяти элементов на листе пальмы
пальмира, составив внутри круга пятичленную диаграмму, которая имеет четыре
луча, исходящих из центра. Рисуют пять мандал земли,
воды, огня, воздуха и пространства, используя пять
цветов, чтобы показать различие между элементами.
В центре и на лучах пишут пять особых слогов каждого
элемента; например, слог Лам в центре символизирует землю. Вокруг окружности пишут
все гласные. Следует сделать подношения, прочитать молитвы и признать свои
грехи.
Наконец, человек должен просить то, что желает, освобождение
от смерти и тому подобное. После медитации на божестве элемента, находящегося
в центре и повторения слога один раз на каждый год своей жизни визуализируют,
что все растворяется; затем кладут мандалы в
закрытый глиняный горшок и крестообразно перевязывают горшок нитью, сплетенной
из прядей пяти цветов. Затем изготавливают изображение-заместитель, используя различные
виды дерева, различные виды воды, различные виды огня, различные виды земли
вместе с дыханием людей из различных семейств и дыханием животных различных
разновидностей. Таким образом, соединив все эти вещи вместе, изготавливают
фигуру высотой в один локоть.
Следует написать слоги пяти органов чувств на китайской
бумаге и положить её в голову изображения для того, чтобы преуспеть в выкупе.
Таким образом излечиваются
истощившиеся элементы.
Если злой дух привлечен, совершают следующий ритуал: следует
приготовить изображения-заместители различных цветов (белые, красные и т.д.) в
количестве прожитых человеком лет. Затем нужно сделать фигуры из теста,
смешанного с собственными выделениями человека (например, слюной), кусочками
ткани и, помимо этого, всем, что имеется пригодного. Следует украсить все фигуры
цветной шерстью, шарфами и перьями от птиц дурного предзнаменования.
Нужно приготовить все эти вещи вместе с несколькими торма[3]
такого же размера, которые помещаются вблизи от центрального образа. Наконец
размещают все эти фигуры, количество которых равно числу лет, прожитых йогином, вокруг изображения-заместителя.
Затем, после повторения просьбы о благословении, следует
произнести такие слова: «Примите эти
подношения! Примите эти подношения, о вы, обладающие
силой! Желание, привязанность, влечение, память, пристрастие, мышление и
восприятие расслабьте, успокойте и освободите от всех них».
Эти слова повторяют три раза. Затем бросают все на середину
реки и несомненно предотвращают смерть.
Затем Митог Тхубпа
снова спросил:
О Учитель Ваджрасаттва, если таким образом обращают вспять течение
смерти, как проясняют мудрость бардо медитации во
время смерти, когда сила элементов индивидуума исчерпывается?
Как распознают
состояние знания в бардо той сущностной реальности?
Как появляется видение
во время смерти?
Как применяют методы,
пригодные для этого времени?
Поскольку у меня есть
сомнения во всех этих вещах, расскажи мне о них, о
Учитель!
Тогда Учитель сказал:
Слушай, Митог Тхубпа!
Когда время чьей-либо жизни исчерпывается, говорят, что наступает смерть
человека.
Материальная совокупность тела формируется порождением
элементов в начале, а в конце элементы разрушаются.
Можно умереть внезапной смертью от внутренней неуравновешенности пяти элементов, из которых состоит тело, например, от преобладания жара или же, в случае смерти от старости, элементы растворяются в себе.
Когда время
собственной жизни исчерпывается, говорится, что наступило время смерти.
Так преподано.
Если тело человека поражено болезнью и ему являются знаки
смерти, время смерти пришло.
Земля растворяется в земле, и таким же образом вода, огонь,
воздух, каждый элемент растворяются в себе[4].
Происходит этот процесс в теле человека. Когда земля
растворяется в себе, тело становится тяжелым, человек не может подниматься и
принимать пищу. Вся сила, необходимая, чтобы вставать и двигаться, истощилась.
Когда вода растворяется в воде, слюна и слизь истекают из
тела.
Когда огонь растворяется в огне, рот и нос становятся очень
сухими и конечности тела теряют тепло.
Когда воздух растворяется в воздухе, дыхание становится
затрудненным, конечности становятся жесткими и глаза обращаются вверх.
Те, у кого проявляются эти знаки, не будут жить, а,
несомненно, умрут.
В это время человек ознакомится с учениями Мастера в
собственном потоке ума. Если их смысл становится ясным, этот человек -
счастливец.
Если понимание ясно в себе, это называется «самопроизвольное
непребывающее знание».
Четыре ветра постепенно останавливаются, и преподано, как
во время движения великих ветров объединить объекты и действие, Тело и
Мудрость.
Вот наставления о том, как применять методы тела: «перенос»
и «оживление мертвого тела».
Упражняются посредством метода «сознания, едущего верхом на пране». Важно тренироваться заранее. Важно перенести
собственное сознание, которое выбрасывают со звуком «Хик».
Наставление об этом должно быть получено от своего ламы.
Теперь следует метод объединения Тела и Мудрости: чистое осознавание сосредоточивается в видении, тело принимает «положение спящего
льва». Сознание направляют в глаза и мгновенно Пространство
становится Путем. Если чистое Осознавание и
Пространство неподвижны, то человек не будет блуждать
в бардо. Без сомнения, он немедленно достигнет
пробуждения в изначальной чистоте.
Во время смерти дыхание непроизвольно останавливается. В
случае, если чистое Осознавание
и
Пространство не ясны, для того чтобы осуществить видение врожденного
чистого Осознавания в состоянии бардо
блаженства сущностной реальности йогин вспоминает
света, которые были показаны ему ранее.
Таким образом он обретет видение
блаженства в бардо.
Если эти предметы не ясны человеку, он идет к мастеру, если возможно, и еще раз
проясняет ранее полученные учения.
Если мастер недоступен, распознавание разъясняют братья в дхарме.
В случае, когда желают посредством сострадания принести благо другим, действуют
так, как описано далее:
Объединяют входы трех дверей, то есть рта и носа, и вдыхают
и выдыхают воздух. Визуализируют, что посредством этого входят три слога (ОМ А
ХУМ), чтобы увеличить силу тела, речи и ума. Это должно выполняться знатоком,
чтобы осуществить объединение праны и мудрости.
Если так делают, неоднократно появятся знаки.
Если таким образом человек обретает способность осознавать,
передают учения.
Если распознавание прояснилось, он останется в медитации.
Если двери чувств самосовершенны,
воспринимают реальность так, как она есть, посредством глаз.
Если в уме возникает состояние равенства, входят самадхи без каких-либо отвлекающих мыслей.
Внешнее видение будет
следующим:
Если телесное тепло исчезает от нижних областей по
направлению к верхним, будет долгий выдох.
Если глаза кажутся подернутыми пеленой, перерождение
произойдет в местах дурной участи. Если руки движутся вправо, этот человек
будет рожден среди богов. Если он бормочет несколько слов, он родится среди
полубогов.
Если левая нога движется по направлению к земле, он
переродится в областях ада. Если цвет тела тускло-желтый, он переродится среди
голодных духов. Если он издает звуки, похожие на звуки животных, он
переродится в измерении животных. Если он производит скорее невнятное ворчание
из промежутка между зубами, определенно он будет рожден животным. Если слова ясны и он не теряет свою память, он переродится человеком.
Таковы внешние знаки.
Внутренние знаки
следующие:
Если тепло сосредотачивается в голове, он переродится среди богов.
Если тепло сосредотачивается на подошвах ног, он переродится
в адском измерении.
Если тепло сосредотачивается под правой подмышкой, он переродится в измерении полубогов. Если тепло сосредотачивается во рту, он переродится в измерении голодных духов.
Если тепло
сосредотачивается в глазах, он переродится в человеческом
измерении.
Таким образом, если
проявятся эти знаки, все сказанное выше несомненно
произойдет.
Чтобы избавить умирающего человека от этой разновидности
перерождения, делают следующую практику. Выдыхают один раз на каждый год жизни
умирающего человека или двадцать один раз, визуализируя цепочку букв «А», и ею соединяя себя с другим человеком.
Если этот человек еще не умер, дышат на его голову.
Визуализируют цепочку букв «А», связывая себя с умирающим человеком и
представляя, что она начинается из собственного сердца или пупка и доходит до
сердца или пупка другого человека.
В момент, когда он умирает, ставят сосуд, содержащий
лекарства и драгоценные вещи на макушку головы этого тела, наполненного
нечистотами. Визуализируя очищение потоком белого света со слогом «А» и слогом
«БРУМ», избавляют мертвого человека от адского измерения.
Кроме того таким же образом для
тех, кто проявляет знаки перерождения среди голодных духов, помещают символ
слога «ПХЬЯ» на язык, сосредотачиваясь на слоге и выдыхая семь или сто раз.
Таким образом соединяют с сущностью чистого Осознавания. Затем помещают сосуд на рот и визуализируют
очищение перерождения потоком света, который представляют белым. Так человек
избавится от причины перерождения в измерении голодных духов.
Для тех, кто проявляет знаки перерождения животным, произносят слог «РГЬЯ», представляя, что цепочка этих слогов соединяет с умирающим человеком; девять раз задерживают дыхание и кладут слог «РГЬЯ» на половые органы. Несколько раз выдыхают с осознаванием, что все разновидности знания пусты в себе. Затем помещают сосуд на половые органы и визуализируют очищение перерождения потоком мудрости.
Таким образом, человек будет избавлен от причины перерождения
в измерении животных.
Для тех, кто проявляет знаки перерождения среди богов,
одиннадцать раз задерживают дыхание, визуализируя цепочку слогов «ТАМ»,
соединяя себя с умирающим человеком. Затем помещают символ слога «ТАМ» на
макушку головы (в других текстах рекомендуется сосредоточиться на слоге) для
того, чтобы привлечь чистое знание (сознание) к глазам. Затем, поставив сосуд
на макушку головы, визуализируют
очищение перерождения потоком мудрости. Таким образом
устраняют причину перерождения среди богов у умирающего человека и обеспечивают
ему обретение человеческого рождения.
Для тех, кто обладает знаками перерождения среди полубогов,
задерживают дыхание двадцать раз, визуализируя, что для соединения служит слог
«КЕМ». Аккуратно кладут слог «КЕМ» на правую подмышку, для того чтобы могла
развиться мудрость равенства. Таким образом, помещая сосуд на подмышку,
визуализируют очищение перерождения потоком мудрости. Так избавляют умершего
человека от причины перерождения среди полубогов и обеспечивают ему обретение
перерождения человеком.
Совершая это, обеспечивают избавление от перерождения в
этих измерениях или краткость промежуточного состояния, так что умерший обретает счастливое состояние перерождения среди
людей.
Таким образом, если дыхание умирающего человека еще не
прекратилось во время ритуала, посредством объединения своего дыхания с его
дыханием и сосредоточения на слоге несомненно обеспечивают
очищение низших перерождений. Если дыхание прекратилось, на тело умершего
ставят сосуд и визуализируют очищение перерождения потоком мудрости и без
сомнения обретут положительный результат.
Если тело недоступно из-за того, что смерть произошла
намного дней ранее, следует попытаться совершать ритуал каждые семь дней до
двадцати одного дня после смерти. Важно обладать силой концентрации; или же
ритуал должен повторяться в течение семи недель.
В это время учат пути (нирманакае,
самбхогакае и дхармакае) и
объясняют разнообразные учения.
Так посредством ритуалов (разделенных семидневными
промежутками) несомненно достигнут результата.
Слушай, Митог Тхубпа!
Таковы способы умирания людей с низшими способностями.
Бытие людей низших способностей продолжается в бардо вовлечения в существование, которое подобно трубе,
соединяющей концы разрушенного канала.
Те, кто обладает средними способностями, умирают подобно
диким животным: они умирают в горах или пустынных долинах. Вот способы,
которыми умирает йогин, обладающий средними способностями:
подобно льву на заснеженных горах; подобно нищему (никто не знает, кому
принадлежат его останки), подобно маленькому ребенку. Те, кто умирает подобно Дакини и подобно Видьяд-харе,
умирают подобно огню костра, который поглощается собой, подобно невидимому
испарению, поднимающемуся в пространство из разбитого глиняного сосуда. Все
элементы поглощаются собой, ничего более не возникает, и не существует ничего, за
что можно ухватиться, таков лучший способ умирания для йогина.
Практикуя таким образом,
самопроизвольно осуществляют это состояние.
Посредством знания этого учения в момент смерти обретают
знание сущности перемещения ума из тела. Состояние йогина
остается одним и тем же, исследует ли он знаки смерти или нет.
Йогину следует умирать
таким образом, за пределами всех страхов и чувственного желания.
Йогин, обладающий
пониманием и практикующий медитацию, пребывает вне пользы или вреда.
За пределами пользы, вне следствий вреда и, более того, за
пределами созревания причины и следствия.
Осуществление практики таким
образом является наилучшим. Самовозникшее, самопроизвольно освобождающееся и нерожденное измерение. Видения изменяются в неизменном
времени и исчезают в чистом и самосовершенном
измерении за пределами ограниченности надежды и страха, все двойственные
ограничения причины и следствия исчерпываются в чистом измерении нераздельности
чистого Осознавания и Пространства. Таким образом,
вот что достаточно для обретения действительного постижения: Вне деяния, Полное
и самопроизвольное совершенство.
Это третья глава об учении состояния бардо
умирания из Тантры Тайного Союза Солнца и Луны.
БАРДО СУЩНОСТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Затем Митог Тхубпа
снова спросил:
«О
учитель Ваджрасаттва, если
таково бардо умирания, каким является бардо сущностной реальности? Объясни мне его значение».
Победоносный, выйдя из «Самадхи, которое различает все, не воспринимая ничего»,
сказал:
«Когда жизнь исчерпывается, неожиданно для каждого возникает
состояние бардо сущностной реальности. Возникает
видение, нет более материального тела, отсутствуют
загрязнения, все видения проявляются в измерении блаженства.
Собственное проявление возникает в чистом измерении. Но если
питают сомнения во время бардо сущностной реальности,
омрачают состояние Победоносных».
Так он сказал.
Митог Тхубпа
спросил снова:
«О
Учитель, расскажи мне, как проявляются видения»
Учитель сказал:
«О великий Митог
Тхубпа, слушай: проявление чистой природы является
так.
Говорится, что сознание людей растворяется в ясном свете.
Как только рассекается шнур, связывающий дыхание с внутренней пульсацией,
материальная проявленность, связанная с собственными
органами чувств, более не возникает, но появляется сознание ума, как в
сновидениях.
Тело из плоти и крови, которое разрушается, не проявляется,
но возникает «тело света».
В это время все, что возникает в качестве объектов чувств,
проявляется как мандала пяти лучей света. Эти
видения, если ты смотришь на них снаружи, ясно проявляются внутри. Если ты
смотришь на них изнутри, они ясно сияют снаружи: не имея «внутри» и «снаружи»,
они пребывают за пределами материальных ограничений. Сквозь них можно пройти.
Они возникают как обширность пространства. Если их сжимают,
чувствуют, что они сжались. Если позволяют им пребывать, они кажутся
расширяющимися. Они очень привлекательны. Их цвет светящийся и сияет отчетливо,
не смешиваясь с другими. Он сияет беспрепятственно, повсюду одинаково.
Это видение, если внимательно посмотреть,
является очень тонкой, подвижной, дрожащей, вибрирующей, трепещущей,
блистающей, сияющей массой.
Она неизмерима и невообразима в своей протяженности. Поднята в высшую точку, как будто на возвышенный пик. Ее
место там, где возникают все мандалы. Затем, вот чему
подобны пять цветов:
В белом измерении, сияя, источаются лучи.
В желтом измерении, сияя, источаются лучи.
В красном измерении, сияя, источаются лучи.
В зеленом измерении, сияя, источаются лучи.
В синем измерении, сияя, источаются лучи.
Когда один луч соприкасается с другим, они смешиваются, но
каждый цвет сияет отчетливо и восхитительно.
Ясный свет людей объединяется с ними и растворяется в них.
Все эти видения приобретаю образы (Дхьяни
Будд). Эти образы ни большие, ни маленькие, но соразмерные, каждая со своими
украшениями, цветами, позами, тронами и жестами.
Эти образы имеют пять различных форм, каждая окружена кругом
света. Они обладают функциями, которые символизируются Отцом и Матерью,
мужскими и женскими Бодхисаттвами. Таким образом, все мандалы
завершены в одной.
В это время очень тонкий свет возникает из твоего
собственного сердца, которое соединяется с сердцами всех этих образов и сияет.
Сосредотачивай на этом свой ум и оставайся в медитации в состоянии созерцания
без отвлекающих мыслей. Это называется объединением состояния чистого Осознавания со светом. Все эти видения становятся все ярче.
Кроме того полосы ярких лучей и бесчисленные разноцветные тигле (тончайшие сферы света) испускаются из сердца.
Из сердца исходит нечто подобное шнуру, сплетенному с
лучами разноцветного света, и в видении возникает ощущение, что все эти формы
растворяются в собственном сердце. Это называется объединением света с
состоянием чистого Осознавания. В это время
необходимо хорошо вспомнить «метод доверия», подобно сыну, идущему в объятия
матери
Из собственного сердца возникает очень узкая лента света,
которая проявляется, разворачиваясь в пространстве.
Если глядеть на это, не двигая глазами, возникают огромные и
отчетливые видения.
Затем, во-первых, на светящейся синей ленте появляется
зеркало, которое проявляет лучи и шары света, украшенные светящимися пятицветными дисками - проявлением природы сущностной
реальности.
Над этим, на светящейся белой ленте, появляется ослепительно
сверкающий шар, подобный предшествующему.
Над ним, на светящейся желтой ленте, появляется другой шар,
подобный вышеупомянутым.
Над ним, на светящейся красной ленте, появляется сфера,
подобная предшествующим. Над ними возникает свет в ослепительно сверкающих
круглых формах.
Таково проявление пяти мудростей.
Не будучи завершенной, сила проявления мудрости, свершающей
деяния, не обнаруживается.
Таково видение четырех объединенных мудростей, путь Ваджрасаттвы.
В этот момент вспомни наилучший «метод неподвижности» , который подобен методу золотой иглы.
Наконец, собственное сознание растворяется в высшем свете, и
переживают «восемь способов возникновения»; в это время становятся видимыми
гневные проявления самбхогакаи. Восемь способов
возникновения таковы:
- поскольку возникает как энергия, не существует разделения
между сансарой и нирваной;
- поскольку возникает как свет, все видения внутренне ясны;
- поскольку возникает как форма, не становится внешним для
сознания;
- поскольку возникает как мудрость, все видения
нематериальны;
- поскольку возникает недвойственным
образом, собственный ум устойчив и однонаправленно
сосредоточен;
- поскольку возникает как освобождение от ограничений, не
остается ограниченным чем-либо;
- поскольку возникает как дверь нечистой сансары, источник
существования не имеет препятствий;
- поскольку возникает как дверь чистой мудрости, существует
соединение матери и сына сущностной реальности.
В это время вспоминают наилучший «метод, подобный стреле,
выпущенной великаном, которая не возвращается обратно».
В момент, когда это проявляется, в благородном существе
возникают шесть ясновидений:
- ясновидение места предыдущего перерождения;
- ясновидение перехода от смерти к рождению;
- ясновидение умов других;
- ясновидение всех тайных видений;
- ясновидение видений шести измерений существования;
- ясновидение полностью очищенных чувственных способностей.
В этот момент также появляются шесть памятований:
- памятование о божестве; видят лик собственного избранного
божества;
- памятование о пути; чувства находятся под контролем в
промежуточном состоянии сущностной реальности;
- памятование о местах перерождения; те, кто обладает
низшими способностями, перерождаются; в естественном измерении нирманакаи;
- памятование о созерцании; пребывают в состоянии
созерцания в течение пяти дней;
- памятование об учении мастера; наслаждаются видениями недвойственным образом;
- памятование о воззрении; существует узнавание, как будто
человек встретил людей, которых уже знал ранее.
В это время в собственном потоке ума рождаются сияющие
формы: все предшествующие явления появляются одновременно. Так же теперь
проявляется и то, чего никогда не видели ранее; таким образом, эта фаза
называется промежуточным состоянием сущностной реальности.
Поскольку в потоке ума естественно проявляется «Самадхи непрерывности», не может возникнуть абсолютно
никакого ошибочного познания.
Стабильность обретается индивидуально в соответствии с
двадцатью одной различной способностью. В тантре Ранщар ясно утверждается, что некоторые достигают
стабильности белого света.
Если человек не углубил свое знание и не получал ранее наставлений
от мастера, он пугается этих видений, удивляется, ужасается и теряет сознание.
Снова появляется причина дальнейшего перерождения в сансаре.
Иллюзия возникает индивидуально в соответствии с двадцатью
одним видом способности.
Три типа способности йогина
таковы:
- те, кто обладает высшими способностями, обретают
освобождение в три мгновения;
- те, кто обладает средними способностями, обретают
стабильность в течение пяти дней или двадцати одного мгновения;
- те, кто обладает низшими способностями, посредством
рождения в естественном чистом измерении нирманакаи
обретают просветление без бардо.
Затем Митог Тхубпа
спросил снова:
«Я прошу тебя,
Благословенный, наставь меня о времени и методе этого!»
Учитель ответил:
«Слушай Митог Тхубпа!
Существуют три времени: время вхождения, время освобождения и время конечного
результата. Время вхождения разделяется на два: время состояния чистого Осознавания, входящего в свет, или распространение, и время
света, который входит в состояние чистого Осознавания,
или поглощение.
Освобождение разделяется на три: освобождение от элементов,
поскольку состояние чистого Осознавания
отделяется от вторичных причин; освобождение от страстей, поскольку знание
отделяется от омрачений; освобождение от внешних и
внутренних явлений, поскольку знание пребывает за пределами всех ограничений.
Конечный результат: преподано, что видение всех явлений
одновременно освобождается в том же самом состоянии чистого
Осознавания.
Метод разделяется на два: сущность ранее полученного учения
и различение в это время между действительным постижением и неведением».
Митог Тхубпа
спросил снова:
«О благословенный
Ваджрадхара, если таково бардо
сущностной реальности, каково бардо вовлечения в
существование? Объясни мне ясно эти предметы.
Для тех, кто не обрел
узнавания в состоянии бардо сущностной реальности,
как проявляется путь перерождения? Я прошу тебя объяснить мне это».
Затем Учитель сказал:
«О Митог Тхубпа,
слушай! Я наставлю тебя, поэтому слушай внимательно!
Для тех, кто не обладает этими наставлениями, состояние
вхождения всех живых существ называют состоянием бардо
вовлечения в существование. Вход в места перерождения вращается подобно водяной
мельнице. Когда отделяются от тела из плоти и крови, обладают телом иллюзорного
ума, свободным от материального существования и имеющим два имени Видение предшествующего
сознания прерывается; не понимает более смысла слов, но следующее видение еще
не появилось.
Каким будет следующее перерождение еще не определено: в это
время, какое бы видение ни появлялось и ни исчезало, оно длится мгновение, и
это - состояние бардо.
Наконец, схватывают форму следующего перерождения, которая
появляется в это время, и полностью приобретают внешний вид следующего
перевоплощения.
Возникает проявление шести форм существования: в это время
ясно проявляются как существа, так и внешнее видение мира желания. В то же
время ясно проявляются внешнее измерение и существа, связанные с будущим
перерождением. Внешние явления и живые существа ясно проявляются, поскольку индивидуум
связан желаниями.
Поскольку чудесные способности полностью завершены,
материальные предметы не являются препятствием. Можно проходить без помех
сквозь скалы и горы.
Кроме того видения изменяются каждые семь дней в течение
семи недель.
Боги и люди появляются в телах видений белого цвета;
полубоги и животные - желтого; голодные духи - в свете, подобном дыму;
обитатели адов появляются в телах видений, подобных
стволам деревьев или беспорядочному мотку черной шерсти; животные - в телах,
подобных свернувшейся крови; полубоги - в телах, подобных падающему снегу.
В это время взгляд будет таков: боги и люди смотрят вверх,
полубоги и животные - прямо вперед; голодные духи и обитатели ада смотрят вниз.
Таковы знаки, возникающие в бардо вовлечения в существование
для указания будущего перерождения в соответствии с кармой, накопленной индивидуумом.
Полностью созревшие кармические
следы отсутствуют в это время, но, поскольку индивидуум пребывает в состоянии
бардо, накапливаются кармические
следы, соответствующие первичным причинам
В это время появляются знаки состояния собственного
сознания, то есть добродетельные или дурные действия.
Что касается действий: сознание чистых действий ясное,
сознание нечистых действий неясное. Все возникает из добродетельных и дурных
действий.
Перечень наименований этого состояния следующий: сущность,
являющаяся основой имени; семя элементов; форма существования - питающееся
запахом иллюзорное тело, блуждающее в переходе, который связывает концы промежуточного
состояния существования.
Не имеющее материального тела, оно, тем не менее, обладает
чувственными способностями, хотя оно не обладает телом из плоти и крови.
Оно беспрепятственно входит во все, когда бы ни захотело, и
желает на все смотреть.
Размеры тела в бардо таковы: оно
достигает величины тела ребенка восьми или десяти лет.
Собственное тело подобно тому, которое имеют в сновидениях. Из четырех перерождений
оно обладает чудесным перерождением. Обитатели ада, боги и существа бардо обладают чудесным перерождением.
Вот как индивидуум ведет себя: он чувствует склонность к
действиям, которые вызываются прошлыми желаниями, вовлекается в них и
придерживается этих действий.
Размер его света следующий: если кармические
следы прошлых желаний малы, свет будет вполовину длины руки. В случае
перерождения среди богов или людей он будет белым светящимся; если индивидуум
обладает следами прошлой кармы, цвет будет не светящимся, а тусклым.
Преподано, что будущее перерождение происходит или не
происходит положительным образом в зависимости от качества действий: если
совершались благие и добродетельные поступки, перерождаются в привлекательных
измерениях; в то время как обладающие накопленными отрицательными кармическими следами переродятся в непривлекательных
измерениях.
Способ, которым создают действительную связь
с будущим перерождением зависит от естественного проявления первичной
причины гнева; тогда как собственное будущее видение связано с вторичными
причинами желания или привязанности.
Сущность, являющаяся основой имени, не имеет препятствий в
трех различных измерениях и не принимает форму следующей жизни, она пребывает
в бардо; сущность, являющаяся основой имени, существует,
но не проявляет материальной формы из плоти и крови, поэтому она находится в
бесформенном измерении.
Когда близко время будущего перерождения, видят храмы,
купола зданий или строящиеся дома; большие огненные факелы, густой туман,
дождь, холод; слышат звуки людей, собравшихся вместе.
Имеющие дурную участь видят пустынные места или пещеры,
развалины и пропасти. Таковы знаки рождения из чрева.
Чувствуют желание двигаться, но ощущают себя пойманными сетью, так как имеют препятствия, подобно соломе,
которая загорелась, или увязшему в грязи.
Индивидуум подобен птице в ловушке, выкопанной в земле - он
пойман в ловушку неуправляемого желания, которая является сансарой».
Митог Тхубпа
спросил снова:
«О
Учитель Ваджрасаттва,
обладающие низшими способностями, которые услышали это, имеют ли они видения бардо или видения не появляются? Как это происходит?»
Учитель ответил:
«Видения появляются и кармические
следы привязанности и страстей истощаются. Освобождаются в измерении нирманакаи, таком, как восточное направление Безмерной
Радости, и обретают просветление не входя в состояние бардо.
Живые существа, которые не соприкасались с этими учениями,
входят в чрево.
Из семени, первичной причины от отца, и крови, вторичной
причины от матери, зарождается вязкий эмбрион. После семи дней он становится
овальным, затем, переходя из состояния в состояние, от недели к неделе, он
становится плотным и подобным рыбе, неделей позднее он подобен черепахе, еще
спустя неделю - лягушке; и так после семи
недель тело принимает форму, начинаясь в пупке, и через
девять или десять месяцев для людей, в зависимости от индивидуума, завершенное
тело выходит из материнского чрева.
Так принимаются различные формы, и таким образом имеют место
великие циклы радости, борьбы, безразличия, опьянения, благого рождения и печали.
Сансара порождается из сансары.
Но мудрость, свободная от сансары, - такова. Таким образом,
учения йоги, осуществляющей путь пространства, завершены».
Такова четвертая глава учения о промежуточном времени
сущностной реальности и существования из «Тантры Великого Тайного Союза Солнца
и Луны». Все здесь присутствующие и слушавшие достигли глубокого понимания
состояния нерожденной сущностной реальности и
возрадовались.
Здесь завершается «Тантра Великого Тайного Союза Солнца и
Луны».
Пусть два перерождения, предшествующее и будущее,
окончательно очистятся!
[1] Перевод этого имени означает: Мудрость Изначального Осознавания За Пределами Понятий.
[2] Язык этого раздела крайне метафоричен, что порождает определённые трудности понимания.
[3] Жертвенные кексы, сделанные из муки, сахара, масла, лекарств и других ингредиентов, которые часто окрашиваются и широко используются в религиозных обрядах. Цвет и форма зависят от разновидности ритуала, который должен быть выполнен.
[4] То есть элемент, составляющий тело, растворяется во всеобщем Элементе: ветер тела во всеобщем Ветре и т.д. В других текстах говорится о взаиморастворении элементов: земля растворяется в воде, вода в огне, огонь в ветре, ветер в пространстве, - так как это хорошо описывает последовательность переживаний умирающего. Как бы то ни было, сначала растворяется самый «грубый» элемент - земля, затем менее «грубый» - вода и т.д.